К 2023 году цифровая часть рынка образовательной индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд.
Доля онлайна вмировом рынке образования ($5 трлн в2019 году), поданным Всемирной федерации профсоюзов учителей Education International, составляет около 3%, или $165 млрд. К2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по5% вгод, прогнозируют вмеждународной Global Market Insights. Вразвитых странах последнее время активно шел процесс перевода большей части занятий вонлайн-формат сиспользованием MOOC-платформ— массовых открытых онлайн-курсов сприменением интерактивных технологий идоступом через интернет, говорит директор департамента развития сервисов врегионах компании «Софтлайн» Антон Рязанов.
ВРоссии этот формат ввиде платформ иМООC-площадок набирает обороты с2012 года, с2016-го началось активное развитие всего EdTech. Наш рынок неотстает отмирового, говорит заместитель руководителя Центра компетенций НТИ набазе «Сколтеха» побеспроводной связи иинтернету вещей Андрей Сомов: «У нас теже тренды: развитие искусственного интеллекта (AI), AR/VR-технологий, микрообучение». Оценки объема российского рынка онлайн-образования разнятся, отмечает Андрей Сомов, ноэксперты сходятся втом, что ежегодно онв среднем растет на20%.
Согласно прогнозам, сделанным висследовании российского рынка онлайн-образования иобразовательных технологий группой «Нетология» в2016 году, к2021-му объем рынка должен был достичь 2трлнруб., апроникновение онлайн-технологий вроссийское образование— увеличиться с1,1 до2,6%.
Вэтом году онлайн-образование войдет втоп-5 приоритетных направлений для государства, инвесторов истартапов, уверен Антон Рязанов.
Вирусное ускорение
Из-за пандемии коронавируса COVID-19 были временно закрыты все образовательные учреждения в191 стране мира. Беспрецедентные масштабы принятыхмер, поданным ЮНЕСКО, затронули 90% учащихся вмире, или более1,5 млрд человек. При этом более 800 млн учащихся напланете неимеют домашнего компьютера, уболее 700 млн нет доступа кинтернету, еще 56млн живут натерриториях, где нет покрытия мобильных сетей 3G/4G. Например, лишь61,3% школ вмире, поданным ЮНЕСКО, имеют доступ кинтернету для образовательных целей. Лучше всего обеспечены цифровыми технологиями учебные заведения встранах Северной Америки иЕвропы (97,7%), Океании (92%), Восточной иЮго-Восточной Азии (85,6%).
Все российские учебные заведения тоже заканчивали учебный год онлайн истолкнулись ссерьезными проблемами при массовом переходе вдистанционные форматы. Информационная инфраструктура многих вузов страны, например, оказалась неготовой кпереходу учебного процесса вонлайн. Обэтом входе видеотрансляции, которую велРБК, заявил министр науки ивысшего образования РФВалерий Фальков: «Сыграло роль несовершенство национальных цифровых платформ исервисов организации образовательной деятельности вдистанционном формате». 900 открытых курсов ресурса «Современная цифровая образовательная среда» просто несмогли закрыть потребность вузов вобразовательном онлайн-контенте, обеспечив лишь 7% необходимого.
Еще хуже ситуация вобщеобразовательных школах, говорит Андрей Сомов: «В ход пошловсе, включая мессенджеры идаже сканы школьных учебников, иэто стали называть дистанционным обучением». Поего словам, проблемы возникли нетолько сиспользованием самих онлайн-технологий. Просто некоторые регионы страны досих пор имеют ограниченный доступ кинтернету.
Вцелом, пословам Андрея Сомова, системе школьного образования вовремя пандемии удалось справиться сзадачей, «но нельзя жить иобучать детей всостоянии постоянного аврала». Телекоммуникации являются ключевой инфраструктурой, ипандемия обэтом напомнила: пришло время целенаправленного развития дистанционного образования. Школам недостаточно только электронных дневников или контентных платформ для учителей. Ниша общего среднего образования имеет большой потенциал для роста, поддерживаемый положительным демографическим трендом среди населения ввозрасте 7–17лет.
Согласно планам нацпроекта «Образование», современные цифровые технологии должны быть к2024 году внедрены впрограммы 25% общеобразовательных организаций 75регионов страны для как минимум 500тыс. детей. Кэтомуже времени планировалось обеспечить все городские образовательные организации интернетом соскоростью соединения неменее 100 Мб/с, асельские— 50Мб/с, создать сеть центров цифрового образования для неменее 136тыс. детей вгод. Общий бюджет насоздание цифровой образовательной среды составил более79,8 млрдруб. Очевидно, что процесс этот необходимо будет ускорить.
Попрогнозам «Нетологии», школьное образование к2030 году будет составлять до55% рынка онлайн-обучения. Стимулировать онлайн-переход могут также частные общеобразовательные заведения, которые задолго догосударства начали внедрять дистанционное образование, чтобы дать возможность ребенку обучаться вкомфортных домашних условиях ив любое время. Однако пока доля частных школ вРоссии составляет лишь около 2% общего числа общеобразовательных учреждений (данные Аналитического центра при правительстве РФза 2017 год).
Низкая база
Вузам также предстоит расширить онлайн-инфраструктуру или создать еес нуля, выбрать поставщиков услуг систем дистанционного обучения, интегрировать эти системы сдругими ИТ-сервисами, обеспечить безопасность студентов исотрудников при организации учебного процесса вусловиях пандемии, говорит Антон Рязанов. Нарынке ИТ-услуг вобразовании можно ожидать роста спроса насоответствующие решения, считаетон. Кроме того, потребуется научиться оценивать иформировать определенную систему доверия вдистанционном формате при сдаче итоговых государственных экзаменов, защите диссертаций, поступлении абитуриентов.
Легче тем университетам, укоторых была создана хоть какая-то инфраструктура для осуществления дистанционного обучения, говорит директор Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Светлана Калмыкова. Речь впервую очередь обинформационных системах, обеспечивающих организацию образовательного процесса: электронное расписание учебных занятий, личный кабинет студента ипреподавателя ит.д. Необходимы также системы управления имеющимся учебным контентом. Вбольшинстве вузов, втом числе вСПбПУ, используется система LMS Moodle. Более продвинутые вузы выручали коллег: сейчас наонлайн-курсах политехнического университета набесплатной основе обучаются более 40тыс. студентов сторонних вузов. Для этого пришлось срочно добавлять место надисках, расширять пространство для хранения, говорит Светлана Калмыкова. Что касается защиты выпускных квалификационных работ вдистанционном формате, тоэта работа связана сдовольно длительным хранением больших объемов информации. Например, работы поинженерным специальностям содержат большое число чертежей, графиков, рисунков изанимают очень много места.
Инфраструктура справляется, нов любом случае требуются дополнительные ресурсы для хранения, отмечает Светлана Калмыкова: «Мы увеличили объем видеохостинга: раньше использовали его для хранения видео наших онлайн-курсов, теперь тамже хранятся все записи промежуточных иитоговых аттестаций».
Мобильная помощь
Зарубежный опыт показывает, что мощный импульс развитию онлайн-образования дает переход намобильные технологии, которые вближайшее время станут наиболее распространенными способами массовой доставки образовательного контента, считает руководитель Центра инновационных решений вобразовании Академии бизнеса EYНаталья Сокова. Согласно глобальному отчету Digital 2020 креативного агентства Weare Social иэлектронной платформы Hootsuite, более5,19 млрд человек пользуются мобильными телефонами— прирост на124 млн (2,4%) запоследнийгод. Электронное обучение при этом выходит зарамки монотонного усвоения материала иреализуется через сотрудничество, обмен опытом, социальное взаимодействие, подчеркивает Наталья Сокова: «Участие вобразовательных марафонах ипереход нановые образовательные уровни— все это уже сегодня доступно намобильных платформах инашло быстрое распространение засчет простоты подключения ииспользования». Сервисы Duolingo, Lingua.ly иVoxy, предназначенные для изучения иностранных языков, успешно используют мобильные телефоны вобразовательных целях, отмечает Наталья Сокова.
Развитие рынка дистанционного образования вомногом будет зависеть оттехнологий связи, говорит Андрей Сомов: «Развитием технологий 5Gзанимается Центр компетенций вСколково, скоро начнется ихприкладное тестирование, втом числе для задач образования».
Мотивация ботом
Для использования VR/AR-симуляторов, необходимых для вовлечения впроцесс дополнительного обучения напроизводствах, также необходимы сети беспроводной связи пятого поколения, сосверхмалыми гарантированными задержками сигнала ивысокой пропускной способностью, говорит Андрей Сомов: «Для качественной картинки вVR нужна передача двух потоков cчастотой кадра 50–60 к/с иразрешением нехуже4K. Такие параметры смогут обеспечить надежную доставку контента врежиме реального времени».
Организации дополнительного профессионального образования (ДПО), поего словам, впоиске новых решений: переходят, например, отвидеолекций ивебинаров кмикрообучению спомощью чат-ботов.
Дело втом, что ДПО столкнулось спроблемой мотивации, отмечает Андрей Сомов: «В апреле, когда винтернете появился большой объем бесплатного образовательного контента, люди стали активно его потреблять. Нопостепенно интерес конлайн-обучению стал падать». Из-за удаленки стерлись границы между работой иотдыхом. Люди просто устали 24/7 находиться закомпьютером или другим гаджетом.
Допандемии одним измотивов получить дополнительное офлайн-образование была возможность нетворкинга, тоесть социального взаимодействия сдругими участниками курсов. Вонлайне познакомиться изавязать полезные для бизнеса контакты оказалось гораздо сложнее.
Автор:
Владимир Паньков.